Программа «Naked Science» изучила повод купания Жени Лукашина в бане 31 декабря, причину длительных новогодних выходных, мотивы обильного праздничного стола, традицию встречи Нового года с семьей, смысл запуска фейерверков, проведения детских утренников и корпоративов для взрослых, важность прослушивания боя кремлевских курантов и источник нашего веры в чудо.

Нет более точного названия для Нового года. Это не просто переход от прошлого года к следующему, но и новый праздник для российского человека. Традиции отмечать его с современным размахом существуют всего около ста лет. Несмотря на это, многие атрибуты праздника пришли к нам из далекого прошлого.
Вначале были славяне
В нашей культуре существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный), которые не всегда совпадали, — говорит кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник и хранитель фонда «Архаические и традиционные верования» Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге Татьяна Дмитриева. Встреча Нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, церковного — на 1 сентября. В 1348 году в Православном соборе в Москве было решено, что и гражданский, и церковный год будут начинаться с 1 сентября. Такой порядок действовал до Петра I.
Народный, или аграрный, календарь определял начало года с наступлением зимнего солнцеворота, который крестьяне связывали с поворотом Солнца к новому свету, примерно 25 декабря.
Татьяна Николаевна говорит: мифологическое мироощущение людей воспринимало событие как распад старого мира. По её словам, на земле якобы воцарялся хаос, и проводившиеся в это время обряды должны были создать новый мир. Для земледельцев, предков наших, это было актуально. И не только для них — для любых аграрных культур распад старого и появление нового связаны с зимним солнцеворотом. Этому празднику после принятия христианства на Руси будут посвящены Святки.
Зимние обычаи славян начинались со дня Покрова Богородицы (в давние времена к нему приурочивался языческий праздник урожая), который отмечался с 1 по 14 октября. С Рождества начиналась новая фаза зимнего цикла обрядов.

Этнографические данные позволяют предположить, что праздники сопровождались обильными трапезами. Источники XIX века указывают на наличие в таких блюдах славянской обрядовой пищи: кутьи и блинов. Под Новый год еда должна была быть особенно сытной и вкусной, с мясом, жирной пищей (особенно свининой), колбасами.
Важно, чтобы первый день был праведным. Современность здесь идёт вразрез с обычаями: русские крестьяне в первый день нового года вставали не в обед, а пораньше. Затем ходили по деревне, разбрасывая зерно для хорошего урожая.
В деревне ходили ряженые и колядовали. Коляду иногда называют самими Святами. В это время из преисподней появляются всевозможные нечисти — отсюда и ряжение. Люди изображают мелких «бесов», зверей, покойников, — рассказывает Татьяна Николаевна. Во всей Европе с древности верили, что до Нового года нужно закончить дела, раздать долги и начать всё с чистого листа. Поэтому в некоторых странах избавлялись от старой мебели, которую до сих пор торжественно выбрасывают из окна в Италии. Славяне же в первый день нового года приносили в дом чистую ключевую воду и умывались ею. Так что сюжет знаменитого фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» вполне исторически оправдан. С тех времен до нас дошло ощущение, что старое разрушается, а новое должно быть хорошим.

Традиция отмечать первый день года с особенным настроем можно назвать магией первого дня. Эта традиция связана со старыми верованиями, которые, вероятно, были распространены у древних славян. По их убеждению, весь год будет соответствовать первому его дню: сытно поесть в начале — значит не испытывать голода до конца года. С тех времен и пришла нам пословица: как встретишь Новый год, так его и проведешь (позже на эту традицию повлияет тотальный дефицит при СССР, а возможно, память о военном и довоенном голоде: люди будут «отъедаться» за весь прошлый и будущий год).
Елки, палки и огни
«Новый год — единственный ритуал, заимствованный из старой России и не связанный с общественно-политической историей страны, взявшей точкой отсчета Великую Октябрьскую революцию. Став в эпоху позднего социализма праздником, где вся страна, собравшись у телевизоров, слушала поздравление главы верховной власти, Новый год эффективнее любой пропаганды выполнял задачу объединения людей вне возрастных, социальных, политических и национальных различий».
Праздник приобрел характер пропаганды уже при Петре I, который стремился показать Русь европейской цивилизации. Изменение представлений о времени служило целью разрушения аграрного мировоззрения предков, заменив связь с природой культурной.
С 1700 года царю-реформатору было приказано считать начало года 1 января по юлианскому календарю, совпавшему с Рождеством. Наступил 1700 год. праздновалиВ Москве по указу царя семь дней отмечали Новый год (вероятно, с тех времен и закрепилась традиция долгих зимних выходных). Первого января царским указом велено было запускать ракеты, зажигать огни и «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых, можжевеловых». Вначале елки в домах не имели места — лишь хвойные ветки. Несмотря на это, в XVIII веке Новый год ничем не отличался от других праздничных святочных дней.

В 1830-х традиция устанавливать ель на Новый год считалась немецкой, например, петербургские немцы так поступали. Взрыв интереса к новогодней елке и другим обязательным атрибутам Рождества произошёл около рубежа 1830-1840-х годов в эпоху популяризации немецкого романтизма. Как пишет известный российский филолог и фольклорист Светлана Адоньева в книге «История современной новогодней традиции», это произошло одновременно с увлечением произведениями Эрнста Гофмана, такими как «Щелкунчик» и «Повелитель блох», которые выходили к Рождеству в виде детских книжек с картинками.
Образы Деда Мороза и Снегурочки появились благодаря Некрасову с его поэмой «Мороз, Красный нос» и Островскому с пьесой «Снегурочка». До советских времен образ последней не был популярным. Внучек Деда Мороза нет на открытках до революции. У славян образ Мороза был собирательным, состоящим из разных духов зимы.
Праздник в те времена не был массовым: отмечали его только «продвинутые» аристократы и дворяне исключительно в кругу семьи. С 1852 года стали устраивать и публичные елки, но празднества не имели такого размаха, какой будут иметь советские торжества. Крестьянам новый праздник был чужд. Возможно, поэтому Новый год так сильно вошел в советскую праздничную культуру, которая стремилась создавать новые ритуалы, не связанные с религией предков, как полагают исследователи из Уральского федерального университета Круглова и Саврас.

Дед Мороз и социализм
Несмотря на распространенное мнение, после революции праздник Новый год не был отменён: с середины 1920-х годов его активно отмечали, но старались придать торжествам коммунистический характер.
Праздники проходили на фоне антирелигиозных кампаний. В детских садах устраивали «Вечера безбожника» и «Красные елки». После свертывания НЭПа репрессии стали неизбежными: отменили длинные рождественские выходные, запретили продажу елок, празднование Рождества и частично — Нового года.
Большевики считали в них проявления дикости, «поповщины» и религиозного влияния. Только во времена Сталина это мнение изменилось. Несмотря ни на что, люди продолжали отмечать Новый год (точнее, более рискованное с политической точки зрения Рождество), но тайно, в кругу семьи.
Елка с Дедом Морозом пришли в жилища страны самых счастливых тружеников (и, разумеется, крестьян) , и по-настоящему народным праздником Новый год стал только в. СССРШуба сказочного старца стала красной примерно в то же время — вероятно, в честь главного цвета Страны Советов. Раньше Мороза могли изображать и в красном, связывая с европейским Санта-Клаусом. Но чаще всего — в синем (достаточно посмотреть на открытки дореволюционные, да и на те 1960-х и 1970-х годов).
Впервые после длительного перерыва Новый год отметили в Кремле в 1935 году, а в январе 1937-го у Деда Мороза появилась спутница — Снегурочка. Так отмечали торжество, одним из первых описал Аркадий Гайдар в рассказе «Чук и Гек» 1939 года: «Днем чистились, брились и мылись. А вечером была для всех елка, и все дружно встречали Новый год. Когда был накрыт стол, потушили лампу и зажгли свечи. Но так как, кроме Чука с Геком, остальные все были взрослые, то не знали, что теперь нужно делать. Хорошо, что у одного человека был баян и он заиграл веселый танец».

Тогда все повскакали и захотелось всем танцевать. Потом танец окончился, и люди попросили Гек спеть песню. Гек не стал отказываться. — Теперь садитесь, — взглянув на часы, сказал отец. — Сейчас начнется самое главное. Он пошел и включил радиоприемник. Все сели и замолчали. Потом что-то стукнуло, зашипело, и откуда-то издалека донесся мелодичный звон. Чук с Геком переглянулись, гадая, что это. Это в далекой-далекой Москве под красной звездой на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы. И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья.
Вначале советские люди не совсем понимали, как отмечать Новый год после массовых атак. Для формирования новых традиций понадобилось много десятилетий. Окончательно канон сложился к 1960-м годам. В этом сыграли роль кино, мультфильмы и книги: людям показывали, как праздновать Новый год, выходили брошюры с «инструкциями» и описанием торжества. Вероятно, отсюда корни традиции транслировать на Новый год одни и те же любимые фильмы – это часть стандартного алгоритма празднования.
С тех пор детские ёлки стали масштабными — это неслучайно: большевики пропагандировали идею коллективизма и «большой семьи», где все равны, празднуют одно и то же одновременно. Такой же размах получили взрослые ёлки: накануне праздника работники организаций и заводов собирались за большим столом или устраивали вечера в Доме культуры. Эта традиция берет начало с известного фильма «Карнавальная ночь».

Традиция посещения Дедом Морозом семейных елок появилась только после войны. Чаще всего в эту роль примерялся домашний мужчина, но иногда это делала женщина или даже взрослые братья и сестры. Друзья и коллеги по работе помогали друг другу, переодеваясь для детей сослуживцев. Вместо кутьи и ритуального угощения суровому Морозу советскому сказочному деду-добряку детишки рассказывали стихи и пели песни. А он дарил им… подарки, переданные предварительно родителями.
В Стране Советов важно было создавать оптимистичный образ будущего, когда с каждым годом жить становилось лучше и веселее. В середине прошлого века Дед Мороз рассказывал детям о том, сколько заводов выплавили за год и что еще больше произведут в следующем году. Этот праздник, смешанный с советской пропагандой, былыми верованиями и «магическим мышлением» народа, способствовал традиции ждать, что жизнь непременно изменится к лучшему.
В статье Кругловой и Саврас отмечают, что новогодний ритуал подразумевает веру в чудеса, если не буквально, то символически. Светлана Адоньева верно замечает: Новый год — единственная дата, официально признанная общественным атеизмом как сакральное время чудес. Коммунистическая партия использовала архаичные представления людей для поддержания веры в лучшее будущее, хотя праздник внешне оставался не политизированным.
Советская традиция показывать детям сказки на Новый год, как в утренниках, так и по телевизору, тоже из той же философии. Для этого специально снимали фильмы о старых сказках на новый лад. Некоторые описывали традиционную борьбу добра и зла с зайчиками и белками в роли первого, другие показывали пионеров и других современных положительных героев как «добро».
Удивительно, что сейчас мультфильмы и сказки смотрят даже те, кто рос в СССР. Действительно, философия сказки… —Прекрасный будущий в Новом году транслировался для всех, когда те были детьми. При СССР новогодний праздник стал триггером, который временно делал и по сей день всех… жителей страны детьми, ожидающими чуда.

В условиях дефицита у не хватало даже богатого новогоднего стола.
К тридцатым годам ситуация улучшилась, но речи о салатах «Оливье» и «Мимоза» не было, так как отсутствовали основные ингредиенты. Традиционным новогодним блюдом считался студень. Докторская колбаса — один из них — появилась в 1936 году. После войны появился другой — консервы (главный компонент салата «Мимоза»), поскольку развивалось рыбное хозяйство.

Праздничный обычай выставлять на стол к главному празднику страны разнообразные закуски окончательно сформировался приблизительно к 1950-м годам. В это же время у новогодних блюд появилась ещё одна традиция — многокомпонентность. В 1937 году начался выпуск «Советского шампанского», а ароматные тропические фрукты – мандарины – появились на столах граждан уже в 1960-х. Зеленые мандарины привозили из Абхазии и Грузии ещё осенью, после чего долгое время хранились в ящиках.
В прошлом цитрусовые были редкостью, а теперь каждый россиянин может позволить себе угощения на Новый год. Но все же мы бежим в магазин за мандаринами, готовим салат «Оливье» и слушаем любимые диалоги из фильма «Ирония судьбы». Что поделать — традиция!