Направляя одного из сыновей в монастырь, родители снижают внутрисемейную борьбу за ресурсы, что, в свою очередь, может привести к большему количеству внуков.
Пожизненное безбрачие и отказ от половых отношений, известные как целибат, практикуются во многих религиях и традиционных обществах по всему миру. На первый взгляд, такая практика представляется противоречащей естественным влечениям и обрекает на поражение в борьбе за выживание, поскольку люди, придерживающиеся её, не передают свои гены потомству. Однако, полное сексуальное воздержание встречается довольно часто, что позволяет предположить наличие определенных преимуществ. Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли выявить эти преимущества, статья которых опубликована в журнале Royal Society Proceedings B.
Команда исследователей под руководством профессора Рут Мейс изучила буддийские монашеские общины, проживающие в тибетском регионе Амдо, нынешней провинции Ганьсу на западе Китая — что весьма интересно, именно там недавно нашли следы денисовского человека. Современные жители Ганьсу занимаются традиционным скотоводством и обработкой небольших и не слишком плодородных участков земли. Младших сыновей нередко отправляют в монастырь, где они принимают соответствующие обеты. При этом родители ссылаются на религиозные нормы или общепринятый обычай.
Для выявления скрытых факторов ученые провели подробный опрос жителей 21 поселения, охватив представителей 530 семей. В ходе исследования была составлена генеалогическая карта каждой семьи, включая информацию о мужчинах, отправленных в монастырь. Полученные данные показали, что такая практика давала оставшимся братьям преимущество при разделе наследства. В результате уменьшалась конкуренция, каждый из них получал больше ресурсов и крупье, становился более желантым женихом — и, соответственно, имел больше потомков.
У людей, чьи сыновья или внуки приняли монашеский обет, наблюдается большая численность по сравнению с теми, кто этого не сделал. Следовательно, практика целибата для одного из потомков может давать эволюционное преимущество родителям. Это объясняет, как подобная традиция могла возникнуть и закрепиться в ходе «естественного отбора».
Рут Мейс и ее соавторы разработали математическую модель для изучения того, как безбрачие влияет на эволюционный успех как отдельного человека, так и его семьи. Исследователи проанализировали два сценария: когда решение об отказе от брака принимает сам человек и когда это решение принимают его родители. В первом случае безбрачие оставалось редким явлением и не получало поддержки в смоделированном сообществе. Однако во втором, при условии оказания помощи другим родственникам, целибат становился распространенной практикой.
Как полагают авторы работы, подобные закономерности могут лежать в основе и некоторых других традиций, включая даже инфантицид — умышленное лишение жизни некоторых детей, которое не было редкостью во многих древних культурах. Они объясняют и редкость женского монашества не только в Тибете, но и в других строго патриархальных сообществах. Отправив дочь в монастырь, родители лишь снижают возможное число потомства, не получая выгод при распределении благ, поскольку девочки в нем не участвуют. Зато в обществах, где женщины имели больше прав — в частности, в некоторых регионах Западной Европы, — женское монашество и безбрачие встречалось (и встречается) достаточно часто.