Исследование ДНК представителей индейских племен, подвергшихся истреблению в результате колонизации.

Исследование раскрывает историю первоначальных жителей Уругвая и многогранность миграционных потоков в Южной Америке.

Изображение европейцев о жителях долины Ла-Платы из книги Хендрика Оттсена «Журнал путешествия в Южную Америку (1598-1601)».

Группа международных учёных под руководством Джона Линдо из Университета Эмори (США) проанализировала геном двух древних людей, живших в Уругвае до появления на его территории европейцев. работа опубликована в журнале PNAS Nexus.

Исследователи извлекли ДНК мужчины, который жил около восьми веков назад, и женщины, жившей полторы тысячи лет назад — задолго до появления европейцев. Кости, использовавшиеся для получения ДНК, были обнаружены археологами на востоке Уругвая.

Анализ выявил у коренных жителей нынешнего Уругвая необычную гаплогруппу, ранее неизвестную в Южной Америке. Гипотеза о единой расе коренных жителей Северной и Южной Америки давно признана ошибочной. Открытие подтверждает отсутствие генетического монолита, а происхождение доколумбового населения было весьма разнообразным.

Карта иллюстрирует вероятные маршруты миграции южноамериканских групп.

Хотя гаплогруппа уругвайских индейцев не полностью совпадает с другими известными группами, оба образца ДНК демонстрируют родственную связь их носителей с древними людьми, жившими на территории современной Панамы — сухопутного моста между Северной и Южной Америкой. Некоторые особенности генома оказались сходны с ДНК людей, населявших восточную часть Бразилии. В то же время никаких совпадений с ДНК жителей Амазонии ученые не обнаружили.

Археологические данные о двух раздельных миграциях в Южную Америку подтверждаются новыми генетическими исследованиями. Одна из групп мигрантов дала начало популяциям Амазонии, другая — популяциям восточного побережья континента.

Археологические данные свидетельствуют о том, что территория нынешнего Уругвая заселялась людьми более десяти тысяч лет назад, возможно, и раньше. Первое столкновение с европейскими колонизаторами произошло в начале XVI века, но не было мирным.

В начале 1516 года экспедиция возглавил испанский путешественник и исследователь. Хуана Диаса де СолисаСудно достигло побережья Южной Америки в заливе Ла-Плата. После этого Солис с группой людей поднялся на лодке до места слияния рек Параны и Уругвая, где высадился на берег. В это же время местные жители атаковали его.

В столкновении с индейцами чаруа выжил один десантник по непонятной причине оставленный в живых. Он утверждал, что чарруа съели некоторых погибших испанцев. Доказательств каннибализма — кроме этого, надо заметить, сомнительного свидетельства — нет.

Испанцы не ожидали такого стойкого противостояния и стремились установить мир с чарруа. Встречи происходили редко, а общение оставалось преимущественно мирным.

В 1828 году из-за разногласий между Бразильской империей и Аргентиной на карте Южной Америки появилось государство Уругвай. В нём, как часто бывает в подобных ситуациях, начались политические противоречия. Правительство страны приняло решение освободить земли от коренного населения, считая его помехой масштабному разведению скота, для чего предполагались крупные лесозаготовки.

Жители Уругвая помнят произошедшее в 1831 году. Памятная доска напоминает о резне чарруа: «Недалеко отсюда нас собирались уничтожить, но не смогли. Мы остаемся чарруа и стоим на ногах. 11 апреля 1831 года».

Кампания по уничтожению племени чарруа завершилась резнёй у ручья Сальсипуэдес в 1831 году. Большинство мужчин были убиты, женщин и детей обратили в рабство, где жизнь им не продлилась долго. Четверо чарруа (три мужчины, включая жреца и вождя, и беременную женщину) были вывезены во Францию «для изучения». «Изучение» заключалось в том, что чарруа демонстрировались почетной публике как «необычный вид», а затем их продали в цирк.

В течение года скончались все четверо. Жива осталась только новорожденная девочка — последняя из шарруа.

Главный проспект Монтевидео, столицы Уругвая, носит имя Хосе Фруктуосо Риверы, совершившего резню у Сальсипуэдеса и получившего прозвище «победителя индейцев».