Исследование раскрывает историю первоначальных жителей Уругвая и многогранность миграционных потоков в Южной Америке.

Группа международных учёных под руководством Джона Линдо из Университета Эмори (США) проанализировала геном двух древних людей, живших в Уругвае до появления на его территории европейцев. работа опубликована в журнале PNAS Nexus.
Исследователи извлекли ДНК мужчины, который жил около восьми веков назад, и женщины, жившей полторы тысячи лет назад — задолго до появления европейцев. Кости, использовавшиеся для получения ДНК, были обнаружены археологами на востоке Уругвая.
Анализ выявил у коренных жителей нынешнего Уругвая необычную гаплогруппу, ранее неизвестную в Южной Америке. Гипотеза о единой расе коренных жителей Северной и Южной Америки давно признана ошибочной. Открытие подтверждает отсутствие генетического монолита, а происхождение доколумбового населения было весьма разнообразным.

Хотя гаплогруппа уругвайских индейцев не полностью совпадает с другими известными группами, оба образца ДНК демонстрируют родственную связь их носителей с древними людьми, жившими на территории современной Панамы — сухопутного моста между Северной и Южной Америкой. Некоторые особенности генома оказались сходны с ДНК людей, населявших восточную часть Бразилии. В то же время никаких совпадений с ДНК жителей Амазонии ученые не обнаружили.
Археологические данные о двух раздельных миграциях в Южную Америку подтверждаются новыми генетическими исследованиями. Одна из групп мигрантов дала начало популяциям Амазонии, другая — популяциям восточного побережья континента.
Археологические данные свидетельствуют о том, что территория нынешнего Уругвая заселялась людьми более десяти тысяч лет назад, возможно, и раньше. Первое столкновение с европейскими колонизаторами произошло в начале XVI века, но не было мирным.
В начале 1516 года экспедиция возглавил испанский путешественник и исследователь. Хуана Диаса де СолисаСудно достигло побережья Южной Америки в заливе Ла-Плата. После этого Солис с группой людей поднялся на лодке до места слияния рек Параны и Уругвая, где высадился на берег. В это же время местные жители атаковали его.
В столкновении с индейцами чаруа выжил один десантник по непонятной причине оставленный в живых. Он утверждал, что чарруа съели некоторых погибших испанцев. Доказательств каннибализма — кроме этого, надо заметить, сомнительного свидетельства — нет.
Испанцы не ожидали такого стойкого противостояния и стремились установить мир с чарруа. Встречи происходили редко, а общение оставалось преимущественно мирным.
В 1828 году из-за разногласий между Бразильской империей и Аргентиной на карте Южной Америки появилось государство Уругвай. В нём, как часто бывает в подобных ситуациях, начались политические противоречия. Правительство страны приняло решение освободить земли от коренного населения, считая его помехой масштабному разведению скота, для чего предполагались крупные лесозаготовки.

Кампания по уничтожению племени чарруа завершилась резнёй у ручья Сальсипуэдес в 1831 году. Большинство мужчин были убиты, женщин и детей обратили в рабство, где жизнь им не продлилась долго. Четверо чарруа (три мужчины, включая жреца и вождя, и беременную женщину) были вывезены во Францию «для изучения». «Изучение» заключалось в том, что чарруа демонстрировались почетной публике как «необычный вид», а затем их продали в цирк.
В течение года скончались все четверо. Жива осталась только новорожденная девочка — последняя из шарруа.
Главный проспект Монтевидео, столицы Уругвая, носит имя Хосе Фруктуосо Риверы, совершившего резню у Сальсипуэдеса и получившего прозвище «победителя индейцев».