Современные крупные города России прошли уникальный путь развития. Их архитектурный облик представляет собой сочетание исторической застройки, наследия советского периода и зданий, возведенных в эпоху рыночной экономики. Ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН провели исследование, чтобы определить, в какой степени российские города соответствуют современной концепции 15-минутного города. Эта концепция подразумевает доступность необходимой инфраструктуры для жителей: могут ли они за 15 минут дойти пешком или доехать на велосипеде до школ, больниц, театров и других учреждений.
Поэтому исследователи — географы, экономисты и урбанисты, совместно с местными властями, используют различные метрики для объективной оценки состояния городской инфраструктуры. Полученные данные позволяют предлагать инновационные решения, направленные на повышение качества жизни горожан.
Особенно важны подобные исследования, принимая во внимание опасность возникновения новых пандемий, таких как недавняя, спровоцированная коронавирусом SARS-CoV-2. В связи с этим, власти многих государств ввели строгие ограничения на передвижение на личном и общественном транспорте. Это приводило к тому, что жители оказывались ограниченными в пределах своего района.
Оценке городской среды с помощью количественных методов уделяют внимание уже более двух десятилетий. Так, в США был разработан Walk Score Index — инструмент, позволяющий определить наиболее подходящее место для проживания, исходя из насыщенности инфраструктурой. В Италии создан индекс NEXI, в России — индекс качества городской среды, и подобные разработки существуют и в других странах.
Теоретические модели, такие как концепция 15-минутного города, также оказывают поддержку исследователям. В современной интерпретации (разработанной Карлосом Морено в 2016 году) городское планирование должно быть направлено на то, чтобы любой житель мог дойти пешком или доехать на велосипеде до объектов повседневной инфраструктуры за 15 минут. Это подразумевает возможность достичь за отведенное время медицинского учреждения, торгового центра, школы, культурных площадок и других необходимых мест.
Авторы новой публикации в Regional Research of Russia задались вопросом: можно ли отнести российские города к 15-минутным? Для примера они рассмотрели три непохожих друг на друга и отдаленных города: региональные центры Краснодар и Саратов, а также Набережные Челны (Татарстан).
Челны начали свой путь как промышленный город советского периода и были спланированы с учетом принципов микрорайонов. Многие жители города и сегодня проживают в многоквартирных панельных домах, возведенных в конце советской эпохи. Краснодар – активно развивающийся город, находящийся на юге России и отличающийся значительной долей частной застройки. Саратов представляет интерес благодаря сочетанию исторических кварталов, жилого фонда советского периода и более современных зданий.
Географы использовали данные из открытых источников, а также данные сервиса 2GIS — они показывают расположение общественной, торговой и транспортной инфраструктуры. Оказалось, что среди трех рассмотренных городов к 15-минутному идеалу ближе всего Набережные Челны. В целом в пределах заветного радиуса проживают от 86 до 92 процентов жителей этих городов.
В городах Саратове и Краснодаре наиболее подходящей для реализации концепции «15-минутного города» оказалась историческая застройка и центральные районы, что обусловлено наличием там ключевых объектов инфраструктуры. В Набережных Челнах, напротив, отсутствует ярко выраженный центр, а наиболее удобное расположение имеют жилые массивы, построенные в советский период.
«В ходе исследования оценивалось, в какой степени российские города, сформированные с учетом советских градостроительных норм (определявших строгие строительные регламенты), соответствуют новой концепции «15-минутного города». Было установлено, что эта концептуальная модель применима к историческим центрам и советским микрорайонам. Исторические центры городов характеризуются хорошей пешеходной доступностью благодаря концентрации разнообразной городской инфраструктуры, включая стандартные объекты, такие как магазины и аптеки, а также общегородские учреждения, например, университеты, больницы и торговые центры. Районы послевоенной застройки, включающие типовые дома «хрущевского» и «брежневского» периода, также были возведены в соответствии со строгими регламентами и изначально обеспечены всем необходимым (магазины товаров повседневного спроса, школы, поликлиники и другие объекты). В современных условиях требования к строительству менее строгие, что приводит к возведению новых многоквартирных домов без развитой инфраструктуры, и коммерческая недвижимость появляется не сразу. Анализ данных по трем городам показал, что плотность базовой инфраструктуры в новых микрорайонах ниже, и, вероятно, необходимые объекты будут добавлены в будущем. Результаты исследования могут быть полезны девелоперам, местным органам власти и всем, кто интересуется развитием городов», — прокомментировал по просьбе Naked Science первый автор публикации Петр Гонюхов из Высшей школы экономики.