В течение долгого времени историю острова Пасхи исследователи представляли как негативный пример деградации общества. Говорилось, что жители истощили леса, землю, а затем в войнах уничтожали друг друга, дойдя до голода и каннибализма. Авторы нового исследования утверждают, что реальность была совершенно иной.

В 2005 году эволюционный биолог Джаред Даймонд опубликовал книгу «Коллапс. Почему одни общества достигают процветания, а другие — гибели», где рассматривал причины упадка человеческих обществ. В качестве примера использовал историю полинезийцев острова Пасхи.
Книга быстро стала популярной, на National Geographic ChannelДокументальный фильм о ней показал суровую историю Рапа-Нуи. По мнению Даймонда, на острове высадились минимум два разных клана полинезийцев. Первоначально конфликты между ними не имели значения, так как все были заняты строительством и установкой моаи.
В результате неправильного управления рапануйцы вырубили леса на острове и истощили почву. Продовольствия стало не хватать, что привело к войне, каннибализму и резкому сокращению населения. Этот период назвали Хури-Моаи — временем, когда враждующие стороны уничтожали моаи друг друга.

Идеи Даймонда нашли поддержку как у широкой публики, так и в научном мире. По их расчётам, для установки нескольких сотен моаи за два столетия на острове должно было проживать не менее 15 тысяч человек. А в 1722 году, когда остров посетили первые европейцы, рапануйцев насчитывалось не более трёх тысяч. Демографический и культурный спад, казалось бы, очевиден. Но всё не так просто.
Жестокость рапануйцев и склонность к насилию Diamond выявлял из рассказов современных жителей острова Пасхи.
Проблемой стало отсутствие археологических подтверждений этой воинственности. Археологам известны примеры островов в Полинезии, где происходили войны и остались соответствующие следы.
Ничего похожего нет нигде, кроме Рапа-Нуи. Все обсидиановые лезвия использовались в быту, а археологические находки наконечников для боевых копий, которые упоминают сторонники теории Даймонда, отсутствуют.

Из этнографических записей известно, что европейцы привезли на остров болезни, неизвестные рапануйцам ранее. Население начало сокращаться. В 1860-х на Рапа-Нуи напали перуанские работорговцы и похитили не менее трети жителей. Затем на острове началась эпидемия оспы. После неё в живых осталось около 110 человек.
В 2012 году американские археологи Карл Липо и Терри Хант, применив метод Тура Хейердаля, показали, что для перемещения моаи на сотни метров достаточно сил 18 человек и трёх канатов. Такой вывод оспаривал распространённую теорию о густой заселенности острова в эпоху расцвета культуры (строительства статуй).
Позже те же археологи показали,На острове население никогда не превышало трёх тысяч человек, даже во времена наибольшего расцвета.
Группа международных генетиков представила работу в научном журнале. NatureработуУчёные провели исследование ДНК рапануйцев, живших с 1670 по 1950 год. Описана геномная история полинезийцев, колонизировавших остров Пасхи, за последние сто поколений. Также определён тренд изменения численности этой популяции.
Авторы полагают, что колонизация Рапа-Нуи произошла около 1250 года. Это одна из последних оценок, хотя Липо и Хант называют годом заселения 1200 год. Анализ ДНК показал, что полинезийцы, прибывшие на остров Пасхи позднее, действительно испытывали демографические трудности — их численность значительно снизилась. Это произошло за 28 поколений (примерно 800 лет) до 1250 года, то есть ещё не на острове.

Вскоре численность группы восстановилась, а после заселения самого восточного острова Полинезии постоянно, пусть и не очень быстро, увеличивалась — до прихода европейцев. Даже после 1722 года количество рапануйцев оставалось относительно стабильным — до 1860-х годов, когда остров разрушили перуанские работорговцы и эпидемия оспы.
Авторы нового исследования сделали ещё один важный вывод: у рапануйцев в геноме около 10 процентов ДНК индейцев, коренных жителей Южной Америки. завозили туда южноамериканские растения.
Исследователи установили, что смешение генов произошло в период с 1250 по 1430 годы, задолго до Колумба и путешествия большого флота инков на бальсовых лодках. В работе авторы выдвинули несколько гипотез, объясняющих это явление.
Полиназийцы — известные мореплаватели, пересекшие Тихий океан, заселили Рапа-Нуи. После колонизации мореходные навыки и умение строить катамараны не атрофировались. Это позволяет предположить, что они могли неоднократно плавать до берегов Южной Америки и вступать в контакты с местным населением — как мирные, так и не очень. Немирные встречи могут лежать в основе «воинственного» фольклора рапануйцев.
Ранее опыты плаваний из Полинезии в Южную Америку показали, что из-за ветров и течений это крайне сложная задача. С другой стороны, плавание на бальсовых плотах из Южной Америки идет «по течениям» и поэтому проще. В связи с этим полвека назад Тур Хейердал выдвинул другую гипотезу: индейцы достигли острова Пасхи самостоятельно и по времени близко к полинезийцам.