Геномы выявили причину трагедии на острове Пасхи

В течение долгого времени историю острова Пасхи исследователи представляли как негативный пример деградации общества. Говорилось, что жители истощили леса, землю, а затем в войнах уничтожали друг друга, дойдя до голода и каннибализма. Авторы нового исследования утверждают, что реальность была совершенно иной.

Огромный размер моаи ввел учёных в заблуждение: для создания и транспортировки таких статуй, по их мнению, требовалось много людей.

В 2005 году эволюционный биолог Джаред Даймонд опубликовал книгу «Коллапс. Почему одни общества достигают процветания, а другие — гибели», где рассматривал причины упадка человеческих обществ. В качестве примера использовал историю полинезийцев острова Пасхи.

Книга быстро стала популярной, на National Geographic ChannelДокументальный фильм о ней показал суровую историю Рапа-Нуи. По мнению Даймонда, на острове высадились минимум два разных клана полинезийцев. Первоначально конфликты между ними не имели значения, так как все были заняты строительством и установкой моаи.

В результате неправильного управления рапануйцы вырубили леса на острове и истощили почву. Продовольствия стало не хватать, что привело к войне, каннибализму и резкому сокращению населения. Этот период назвали Хури-Моаи — временем, когда враждующие стороны уничтожали моаи друг друга.

Поврежденные моаи сторонники Даймонда увидели как доказательство войны. Другие исследователи полагают, что статуи разрушились из-за естественного износа материала.

Идеи Даймонда нашли поддержку как у широкой публики, так и в научном мире. По их расчётам, для установки нескольких сотен моаи за два столетия на острове должно было проживать не менее 15 тысяч человек. А в 1722 году, когда остров посетили первые европейцы, рапануйцев насчитывалось не более трёх тысяч. Демографический и культурный спад, казалось бы, очевиден. Но всё не так просто.

Жестокость рапануйцев и склонность к насилию Diamond выявлял из рассказов современных жителей острова Пасхи.
Проблемой стало отсутствие археологических подтверждений этой воинственности. Археологам известны примеры островов в Полинезии, где происходили войны и остались соответствующие следы.

Ничего похожего нет нигде, кроме Рапа-Нуи. Все обсидиановые лезвия использовались в быту, а археологические находки наконечников для боевых копий, которые упоминают сторонники теории Даймонда, отсутствуют.

Обсидиановые орудия рапануйцев.

Из этнографических записей известно, что европейцы привезли на остров болезни, неизвестные рапануйцам ранее. Население начало сокращаться. В 1860-х на Рапа-Нуи напали перуанские работорговцы и похитили не менее трети жителей. Затем на острове началась эпидемия оспы. После неё в живых осталось около 110 человек.

В 2012 году американские археологи Карл Липо и Терри Хант, применив метод Тура Хейердаля, показали, что для перемещения моаи на сотни метров достаточно сил 18 человек и трёх канатов. Такой вывод оспаривал распространённую теорию о густой заселенности острова в эпоху расцвета культуры (строительства статуй).

Позже те же археологи показали,На острове население никогда не превышало трёх тысяч человек, даже во времена наибольшего расцвета.

Группа международных генетиков представила работу в научном журнале. NatureработуУчёные провели исследование ДНК рапануйцев, живших с 1670 по 1950 год. Описана геномная история полинезийцев, колонизировавших остров Пасхи, за последние сто поколений. Также определён тренд изменения численности этой популяции.

Авторы полагают, что колонизация Рапа-Нуи произошла около 1250 года. Это одна из последних оценок, хотя Липо и Хант называют годом заселения 1200 год. Анализ ДНК показал, что полинезийцы, прибывшие на остров Пасхи позднее, действительно испытывали демографические трудности — их численность значительно снизилась. Это произошло за 28 поколений (примерно 800 лет) до 1250 года, то есть ещё не на острове.

Вверху карта, показывающая близость различных популяций к древним жителям острова Пасхи. Внизу диаграмма, демонстрирующая генетическую близость между древними жителями острова (слева), современными без европейской примеси (в центре) и древними полинезийцами (из эпохи до колонизации).

Вскоре численность группы восстановилась, а после заселения самого восточного острова Полинезии постоянно, пусть и не очень быстро, увеличивалась — до прихода европейцев. Даже после 1722 года количество рапануйцев оставалось относительно стабильным — до 1860-х годов, когда остров разрушили перуанские работорговцы и эпидемия оспы.

Авторы нового исследования сделали ещё один важный вывод: у рапануйцев в геноме около 10 процентов ДНК индейцев, коренных жителей Южной Америки. завозили туда южноамериканские растения.

Исследователи установили, что смешение генов произошло в период с 1250 по 1430 годы, задолго до Колумба и путешествия большого флота инков на бальсовых лодках. В работе авторы выдвинули несколько гипотез, объясняющих это явление.

Полиназийцы — известные мореплаватели, пересекшие Тихий океан, заселили Рапа-Нуи. После колонизации мореходные навыки и умение строить катамараны не атрофировались. Это позволяет предположить, что они могли неоднократно плавать до берегов Южной Америки и вступать в контакты с местным населением — как мирные, так и не очень. Немирные встречи могут лежать в основе «воинственного» фольклора рапануйцев.

Ранее опыты плаваний из Полинезии в Южную Америку показали, что из-за ветров и течений это крайне сложная задача. С другой стороны, плавание на бальсовых плотах из Южной Америки идет «по течениям» и поэтому проще. В связи с этим полвека назад Тур Хейердал выдвинул другую гипотезу: индейцы достигли острова Пасхи самостоятельно и по времени близко к полинезийцам.