Генетические исследования подтверждают родственные связи между племенем Пикурис Пуэбло и древними жителями Чако.

Генетический анализ установил прямую связь современного коренного народа Пикурис Пуэбло с древними жителями каньона Чако. Исследование, запущенное самим племенем, выявило непрерывную генетическую линию за последние тысячелетия и помогло дополнить устную историю народа.

Пуэбло-Бонито, самое большое археологическое памятник в Национальном историческом парке культуры Чако, расположенном на северо-западе штата Нью-Мексико, / © AP Photo/Cedar Attanasio

Каньон Чако в штате Нью-Мексико — один из центров древней культуры Пуэбло на юго-западе современных США. Между 850 и 1150 годами нашей эры здесь возвели монументальные многоэтажные сооружения из песчаника, известные как… «большие дома»Этот район являлся сердцем большой сети социальных и ритуальных связей, простирающейся на сотни поселений.

Примерно в 1150 году наше время масштабная застройка в каньоне завершилась, а сам он был частично покинут. Причину такого события учёные до сих пор обсуждают: возможные версии – засуха, истощение ресурсов или социальные изменения.

Вопрос о судьбе населения Чако и его связи с современными народами Пуэбло — давняя дискуссия среди археологов и самих коренных американцев. Многие племена Пуэбло, например Пикурис Пуэбло, в своих устных преданиях указывают на происхождение или связь с регионом Чако. Однако эти истории часто игнорировались при решении вопросов о сохранении наследия или использовании земель, например, для добычи нефти и газа около Национального исторического парка культуры Чако, объекта Всемирного наследия UNESCO.

Пикурис ПуэблоНарод, чьи предки проживали на этой территории около тысячи лет, хранит устные предания о связи с каньоном. В них рассказывается о миграциях, архитектурных мотивах, связях их традиционных троп с системой дорог Чако и общих религиозных символах.

Вследствие исторических событий, таких как ограничения на обычаи, лишение земель и отправка детей в интернаты, прервалась передача устных традиций от старших поколений. Это создало пустоты в памяти народа. Чтобы устранить пробелы и обогатить знания, руководство Пикурис Пуэбло обратилось к генетикам с целью подтверждения и уточнения своей истории при помощи научных методов.

Генетики из Копенгагенского университета совместно с представителями коренного сообщества провели исследование. Исследование отличалось тем, что коренное сообщество сохранило полное владение данными и процессом проведения работ. опубликованы в журнале Nature.

Ученые извлекли и проанализировали ДНК из останков шестнадцати древних людей, похороненных между 1300 и 1500 годами нашей эры. Геномы этих людей сравнили с геномами тринадцати современных жителей общины Пикурис, а также с сотнями других древних и современных геномов из Северной и Южной Америки и Сибири. Анализ включал ранее опубликованные данные низкого разрешения из элитных погребений в… Пуэбло-Бонито — величайшем археологическом объекте в каньоне Чако.

Анализ включал сравнение общих генетических вариантов, моделирование популяционных связей и поиск совпадающих длинных фрагментов ДНК. Такие фрагменты свидетельствуют о недавнем общем происхождении. Результаты подтвердили сильную генетическую преемственность между древними и современными жителями Пикурис Пуэбло.

Геномы Пикурис, как древние, так и современные, оказались наиболее близки к геномам древних людей из Пуэбло Бонито в каньоне Чако по сравнению со всеми изученными популяциями. Находка у современного представителя Пикурис редкого типа митохондриальной ДНК B2y1 подтверждает эту связь. Этот тип ранее находили у всех индивидов из элитных погребений Чако, что указывает на возможную прямую материнскую линию, связывающую общины.

Учёные с помощью генетических данных воссоздали динамику численности населения в прошлом. Полученные результаты не выявили признаков резкого уменьшения популяции или генетического сужения перед прибытием европейцев в то время, когда предположительно происходил упадок Чако.

Эффективная численность популяции, теоретический показатель, связанный с генетическим разнообразием, составила от трех до пяти с половиной тысяч человек. Это соответствует археологическим данным и устной традиции. Предполагают, что общая численность населения в сфере влияния Пикурис могла достигать десяти тысяч человек до катастрофического сокращения после контакта с европейцами, оцениваемого в 85% и более.

Генетический анализ показал время миграции атабаскоязычных групп, предков современных навахо и апачей, на юго-запад. Древние геномы Пикурис, относящиеся к периоду до 1500 года нашей эры, не содержат признаков атабаскской примеси.

Данное утверждение подтверждает предположение о сравнительно позднем заселении этих групп в указанный регион — вероятнее всего, уже после 1500 года, а не значительно раньше, как считалось некоторыми учеными. Генетическая связь с атабасками наблюдается только у современных представителей племени Пикурис, что указывает на более поздние контакты между народами.

Исследование показывает, что генетика, применяемая совместно с представителями коренных народов, может успешно обогащать устные традиции и археологические данные.