Возникли вопросы к результативности дошкольного образования

Подготовка к школе с помощью специализированных программ не всегда гарантирует повышение успеваемости. У детей, не посещавших дошкольные курсы, результаты обучения часто не отличаются от результатов тех, кто проходил такую подготовку.

Дошкольные образовательные программы представляют собой действенный метод подготовки к школе для детей из семей с различным уровнем дохода. Задача раннего развития заключается не только в формировании у дошкольников всех необходимых навыков для успешного начала школьного обучения, но и в уменьшении разницы в академической успеваемости, которая может быть обусловлена различиями в финансовом положении семьи. Тем не менее, недавнее исследование выявило, что такие программы не всегда положительно сказываются на дальнейших достижениях учащихся.

Ученые из Колумбийского университета, Университета Вирджинии, Калифорнийского университета в Ирвайне и Университета штата Делавэр (США) провели анализ данных, полученных в результате долгосрочных исследований, целью которых была оценка результативности четырех государственных программ дошкольного образования, признанных эффективными. Соответствующая научная статья опубликовал журнал Science.

Анализ доступной информации показал, что раннее образование имеет как преимущества, так и недостатки. Также не было обнаружено существенной разницы в академической успеваемости детей, проходивших и не проходивших дошкольную подготовку.

Анализ дошкольных программ показал, что они, как правило, способствовали развитию академических навыков детей перед поступлением в школу. Однако, это преимущество со временем могло уменьшиться. Ученые отмечают, что влияние дошкольного образования на процесс обучения остается не до конца понятным. Участники Бостонской подготовительной программы демонстрировали более высокие показатели при окончании средней школы, в то время как реализация программы в Теннесси оказала негативное влияние на оценки учеников в начальной школе. В отношении выпускников двух других программ дошкольного образования не было выявлено существенных различий по сравнению с результатами учеников, которые не проходили специальной подготовки.

Предыдущие исследования, включая работы, выполненные полвека назад, указывали на положительное влияние дошкольных программ, однако их результаты могут быть нерелевантными в настоящее время. Новые авторы отмечают, что в тех исследованиях было задействовано недостаточное количество детей, а те, кто испытывал трудности при переходе в начальную школу, не имели доступа к той социальной поддержке, которая сейчас доступна многим семьям. Подобная же проблема характерна и для многих современных исследований дошкольного образования: дети, посещающие подготовительные программы, часто значительно отличаются от своих сверстников по социальному положению, например, по уровню образования и взглядам родителей.

Ученые отметили необходимость дальнейшего изучения основных факторов, определяющих развитие навыков, важных для достижения успеха в учебе и в повседневной деятельности. По их мнению, приоритетное внимание следует уделить семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации:

«Для семей, особенно тех, кто испытывает финансовые трудности, доступ к качественному уходу за детьми является приоритетом. Государственные программы дошкольного образования также играют важную роль, поскольку они не только предоставляют надёжный уход, но и создают благоприятные условия для дальнейшего обучения детей».

Авторы статьи признают важность государственной поддержки программ дошкольного образования, но рекомендуют более тщательно исследовать их долгосрочные последствия. Это необходимо для создания программ дошкольной подготовки, которые будут эффективно помогать детям с разным социально-экономическим положением.