Французские археологи поделились информацией о украшениях жителей Европы эпохи верхнего палеолита.

В исследовании, проведенном археологами и антропологами из Университета Бордо (Франция), сравнивался внешний вид и технология изготовления доисторических украшений. статье, опубликованной в журнале Nature Human Behaviour.
Учёные изучали украшения, обнаруженные преимущественно в захоронениях и на стоянках носителей граветтской культуры. Эта культура кроманьонцев верхнего палеолита по мнению авторов работы появилась в Европе 34 тысячи лет назад, заменив ориньякскую, а спустя 10 тысяч лет уступила место ранней солютрейской культуре.

Граветтская культура, подобно другим ранним археологическим культурам, определяется по схожести орудий, обнаруженных на стоянках. Генетические данные, полученные за последнее время, свидетельствуют о близком родстве людей с этих стоянок.
Авторы нового исследования считают, что инструменты или сходный генетический материал не всегда могут указывать на принадлежность к конкретной культуре. В качестве более достоверных маркеров авторы предлагают внешний вид, материал и технологию изготовления украшений – доисторической бижутерии.
Первые украшения были изготовлены из раковин моллюсков, найденные в Северо-Западной и Южной Африке, а также в Леванте. Возникновение этих украшений относится к периоду между 140 и 70 тысячами лет назад. Примерно 52 тысячи лет назад в Восточной Африке начали изготавливать бусины из скорлупы страусиных яиц. Через 10 тысяч лет эта техника появилась на юге Африки.
Сорок пять тысяч лет назад в Европе появились украшения. С течением времени украшения становились все разнообразнее: менялся как внешний вид, так и материал бусин. Изготовляли их из костей, зубов, рогов, раковин, камней, янтаря и прочего.

В отличие от орудий труда украшения не обладают явными функциями выживания (хотя могут быть связаны с успехом воспроизводства). Фигурки палеолитических Венер, распространенные в то же время, также не относятся напрямую к выживанию. Скорее всего, у последних сакральное значение. Ученые обычно объясняют сходство их форм древностью культа, возникшего в одном месте и ставшего популярным по всей Европе.
Авторы полагают, что украшения являются более достоверными признаками отдельных культур. Изготовленные индивидуально, они могли обозначать личные достижения человека, такие как совершеннолетие, удачная охота или создание семьи.
Учёные разделили бусины из 112 захоронений или жилищ людей граветтской культуры на 134 типа, определив особенности каждого типа. После сравнения этих особенностей учёные пришли к выводу о возможности объединить типы в девять групп.
Исследователи разделили группы по объектам нахождения и обнаружили, что территории с одинаковыми украшениями сосредоточены в определенных местах. В результате было выявлено девять групп. Население восточных регионов … Костёнковские стоянкиНа территории Воронежской области любили украшения из камня и зубов благородного оленя, а в Северо-Западной Европе носили трубчатые раковины моллюсков.
Авторы на основе полученных результатов пришли к выводу, что граветтский период не был единым целым, а состоял из нескольких культурно различных групп, каждая из которых придерживалась собственных традиций в изготовлении украшений. Авторы считают, что эти группы иногда пересекались.
Ученые отметили наличие генетических данных для некоторых объектов, где были найдены останки кроманьонцев, подходящие для анализа.
Близость родственничества отдельных групп людей не обязательно означает ношение ими идентичных украшений.
Жители древней Италии имели общих предков, но одни хоронили умерших в раковинах каури, а другие — с рыбьими позвонками и бусинами из слоновой кости. В то время как на территории современных Франции и Бельгии люди с разным происхождением делали одинаковые украшения.
Подход авторов новой работы не бесспорен. Многие археологические культуры более позднего времени отличаются большим разнообразием украшений и их интенсивным импортом из далеких регионов. Французские ученые отметили импорт для ряда граветтских захоронений, но из-за неизбежной неполноты археологической летописи непонятно, можно ли выявить все подобные события. Если нет надежных средств отделения импорта от местного производства, то дробление граветтской культуры на предлагаемые девять субкультур вызывает сомнения.