Около 12 тысяч лет назад на территории Южной Америки существовали животные, характерные для ледникового периода, среди которых были гигантские ленивцы, достигавшие размеров автомобиля, и непарнокопытные с хоботом.
Два года назад в колумбийском Амазонии археологи обнаружили уникальную находку: на скальном массиве оказалась серия доисторических рисунков. Эти рисунки простираются на 12 километров и в основном выполнены охрой. На них изображены геометрические узоры, отпечатки ладоней, изображения животных и сцены охоты.
Серрания-де-ла-Линдоса, находящаяся в отдаленной области национального парка Чирибикете (Колумбия), стала объектом исследования. Ученые во главе с Хосе Ириарте из Эксетерского университета (Великобритания) изучили наскальные изображения, которые на данный момент считаются одними из самых масштабных в мире. Результаты исследования представлены в работе, опубликованной в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.
Многие изображения в Серрания-де-ла-Линдоса демонстрируют охотничьи и ритуальные действия, отражающие взаимодействие человека и природы. Согласно исследователям, на наскальных рисунках запечатлено широкое разнообразие животных, обитающих в Амазонии, включая черепах, рыб, ягуаров, обезьян и дикобразов.
Несмотря на обилие представленных изображений, некоторые из них вызывают особый интерес. Специалисты провели сравнение рисунков из Серрания-де-ла-Линдоса с палеонтологическими реконструкциями вымерших животных. В результате было установлено, что отдельные изображения имеют признаки, напоминающие облики давно исчезнувшей мегафауны.
По мнению ученых, древние люди изобразили огромного ленивца, гомфотерия, которых некоторые ученые рассматривают как предков слонов и представителей семейства верблюдовых, лошадей и непарнокопытных с хоботами.
Ученые полагают, что весь этот комплекс рисунков создавался людьми на протяжении нескольких столетий, и, вероятно, они первыми посещали эти места. История расселения вида Homo sapiens в Новом Свете до сих пор изучена недостаточно, в ней сохраняется немало неясностей. Некоторые открытия попросту игнорируются научным сообществом — Naked Science об этом рассказывал. В связи с этим, вопрос определения времени создания рисунков является актуальным.
Это задача не из легких. Охра – это неорганический минеральный пигмент, который не содержит углерода. Поэтому радиоуглеродный анализ для неё не подходит. Однако некоторые образцы охры были обнаружены в слоях отложений, расположенных под расписанными вертикальными скальными поверхностями, и возраст этих слоев составил 12 600 лет.
В настоящее время проводится датировка красного пигмента, которым была расписана скала. Археологи полагают, что древние художники использовали охру, смешанную со связующим веществом, что позволит установить точную дату росписи. Ожидается, что результаты исследования будут готовы к концу 2022 года.
«В ходе взаимодействия с этими крупными млекопитающими люди, вероятно, изобразили их. В работе отмечается, что рисунки отличаются натуралистичностью и позволяют увидеть морфологические характеристики животных.
Анализ изображений может помочь установить причины исчезновения этих крупных животных. Ириарте отмечает, что в ходе археологических исследований в близлежащих районах не было обнаружено останков вымерших существ, что позволяет предположить, что они не являлись пищей для людей, создавших эти рисунки.
Интерпретация рисунков из Серрания-де-ла-Линдоса, представляющих, по мнению некоторых, мегафауну, запечатленную очевидцами, вызывает споры и не имеет однозначного ответа. Существует мнение ряда археологов, что исключительно хорошее состояние рисунков указывает на их более позднее создание, и что для идентификации изображенных существ могут быть и другие, более вероятные кандидаты. Например, гигантский наземный ленивец, ранее определенный Ириарте и его соавторами, возможно, является капибарой — крупным грызуном, обитающим в этом регионе и в наши дни.
Существуют разногласия среди ученых относительно природы и датировки наскальных изображений Серрании-де-ла-Линдоса, и для установления того, какие животные населяли Южную Америку в эпоху древних людей, потребуются дополнительные исследования.
В отличие от европейских художников эпохи верхнего палеолита, отдававших предпочтение рисованию в глубоких темных пещерах, ранние обитатели Амазонии наносили изображения на открытые скалы. Это повлияло на их сохранность: под воздействием природных факторов рисунки значительно выцветают или смываются, что затрудняет их изучение и интерпретацию.