Новые находки проливают свет на граветтскую культуру через доисторические украшения

Согласно сообщению французских археологов, жители Европы в эпоху верхнего палеолита использовали различные способы украшения своего тела.

Ученые-археологи и антропологи из Университета Бордо (Франция) изучили доисторические украшения, сравнивая их внешний вид и методы изготовления. Результаты исследования были представлены в статье, опубликованной в журнале Nature Human Behaviour.

Для исследования ученые отобрали украшения, преимущественно обнаруженные в погребениях и на поселениях, относящихся к носителям граветтской культуры – археологической культуре кроманьонцев верхнего палеолита. Авторы исследования полагают (в то время как другие научные направления предлагают иные датировки), что данная культура возникла в Европе 34 тысячи лет назад, сменив ориньякскую, и спустя 10 тысяч лет была вытеснена ранней солютрейской культурой.

Орудия труда, обнаруженные на стоянках, обычно служат основой для определения граветтской культуры, как и других археологических культур раннего периода. Недавние генетические исследования подтверждают родственные связи между людьми, населявшими эти стоянки.

Авторы нового исследования полагают, что орудия труда или гены, имеющие сходство, не могут служить надёжными показателями культурной принадлежности. Они считают, что более важными факторами являются внешний вид, используемые материалы и технологии производства украшений, представляющих собой своего рода древние декоративные изделия.

Первые известные украшения изготавливались из морских раковин. Археологические находки этих изделий были сделаны в Северо-Западной и Южной Африке, а также в Леванте, и их возраст составляет от 140 до 70 тысяч лет. Около 52 тысячи лет назад в Восточной Африке начали создавать бусины из скорлупы страусиных яиц. Десять тысяч лет спустя эта техника распространилась на юг Черного континента.

Около 45 000 лет назад в Европе начали появляться украшения. С течением времени они становились все более разнообразными, что касалось как их внешний вид, так и используемые материалы для изготовления бусин. Для их создания использовали кости, зубы, рога, раковины, камни, янтарь и другие материалы.

В отличие от орудий труда, украшения не выполняют явных функций, необходимых для выживания (хотя и могут быть связаны с успешным размножением). К ним же не относятся и фигурки палеолитических Венер, существовавшие в тот же период. Эти фигурки, скорее, обладают сакральным значением. По мнению ученых, сходство их форм объясняется древним культом, возникшим в одном регионе и впоследствии получившим широкое распространение по всей Европе.

Авторы исследования определили эти украшения как более прочные символы, отражающие уникальные черты разных культур. Изделия создавались не по унифицированным шаблонам, а индивидуально, и, вероятно, служили для обозначения личных достижений: вступления во взрослую жизнь, успешной охоты, создания семьи.

Анализ бусин, найденных в 112 погребальных комплексах и поселениях носителей граветтской культуры, позволил исследователям выделить 134 различных типа и описать их характерные особенности. Сравнительный анализ этих признаков привел к заключению о возможности деления бусин на девять групп.

Затем исследователи распределили эти группы по местам, где их ранее обнаружили, и констатировали, что локации с аналогичными украшениями географически связаны. Ученые определили девять отдельных групп. Жители самых восточных мест ( Костёнковские стоянки на территории Воронежской области) предпочитали украшения из камня и зубов благородного оленя, а жители Северо-Западной Европы носили трубчатые раковины моллюсков.

Анализ полученных данных позволил авторам прийти к заключению о том, что граветтский период не представлял собой однородное явление, а состоял из нескольких культурно обособленных групп. Каждая из этих групп имела свои уникальные традиции, касающиеся изготовления украшений, и, по мнению авторов, они могли взаимодействовать друг с другом.

Ученые также подчеркнули, что для отдельных находок доступны генетические данные: например, останки кроманьонцев, которые можно использовать для анализа. Кроме того, близкое генетическое родство между различными группами людей не всегда подразумевает использование ими идентичных украшений.

Люди, населявшие территорию современной Италии, имели общих предков, однако в погребальных обрядах существовали различия: одни использовали раковины каури, а другие помещали в могилы рыбьи позвонки и бусины из слоновой кости. В то же время, на территории современной Франции и Бельгии украшения изготавливали представители разных этнических групп.

Подход, предложенный авторами новой работы, вызывает дискуссии. Археологические культуры более позднего времени часто характеризуются широким разнообразием украшений и их активным импортом из отдаленных регионов. Хотя французские ученые и зафиксировали импорт для некоторых граветтских захоронений, неполнота археологических данных не позволяет однозначно установить все подобные случаи. Отсутствие надежных методов различения импортных изделий и продукции местных мастеров ставит под сомнение возможность разделения граветтской культуры на девять предложенных субкультур.