Семья решает отправить одного сына в монастырь для снижения соперничества за ресурсы, что повышает количество внуков.

Пожизненное безбрачие и отказ от половых отношений — практика, принятая во многих религиях и традиционных обществах мира. Казалось бы, эта практика противоречит базовым инстинктам и гарантирует проигрыш в эволюционном соревновании, ведь такие люди вовсе не оставляют потомства. Тем не менее полное сексуальное воздержание довольно распространено, что может указывать на определенные выгоды. Раскрыть их удалось ученым из Калифорнийского университета. статья которых опубликована в журнале Royal Society Proceedings B.
Группа учёных под руководством профессора Рут Мейс изучила сообщества буддийских монахов в тибетском регионе. АмдоВ настоящее время область Ганьсу, расположенная на западе Китая, как раз недавно… нашлиТрадиционное скотоводство и обработка небольших, не слишком плодородных участков земли занимают современный жителей Ганьсу. Младших сыновей иногда отправляют в монастырь для принятия соответствующих обет. При этом родители ссылаются на религиозные нормы или общепринятый обычай.
Для выяснения глубинных причин ученые провели подробный опрос представителей 530 семей из 21 поселения. Исследователи составили генеалогию каждой семьи, указав всех мужчин, отправленных в монастырь. Выяснилось, что такая мера дает оставшимся братьям преимущество при распределении наследства родителей. Конкуренция снижается, каждый получает больший достаток и больше стада, становится более привлекательным женихом и оставляет больше детей.
У людей, отправивших сына в монастырь, больше внуков, чем у тех, кто этого не сделал. Целибат одного из сыновей может быть выгоден родителям с эволюционной точки зрения. Поэтому такая практика могла появиться и закрепиться в ходе естественного отбора.
Для демонстрации этого Рут Мейс и соратники разработали математическую модель, воспроизводящую воздействие безбрачия на эволюционный успех отдельного человека и всей семьи. Ученые проанализировали два варианта: решение о «вступлении в монастырь» принимается самим человеком или его родителями. В первом случае безбрачие оставалось редким явлением и не прижилось в модельном «сообществе». Во втором же, с учетом поддержки других братьев, целибат становился обычной практикой.
Как полагаютАвторы полагают, что подобные закономерности могут быть основой для других традиций, например, инфантицида — умышленного лишения жизни некоторых детей, бывшего обычным явлением во многих древних культурах.
Такое объяснение может применяться и к редкости женского монашества не только в Тибете, но и в других патриархальных сообществах. Отправив дочь в монастырь, родители сокращают количество потенциальных потомков и не получают выгоды от распределения благ, поскольку девочки в нем не участвуют. В обществах же, где женщинам предоставлялось больше прав — например, в некоторых регионах Западной Европы, — женское монашество и безбрачие встречались достаточно часто.