Около одиннадцати тысяч лет назад люди, населявшие Юго-Западную Азию, практиковали прокол ушей и губ, подобно современным поклонникам пирсинга.
В районе Бонджуклу-Тарле, расположенном на юго-востоке Турции, археологи несколько лет назад обнаружили храм, возраст которого, согласно различным оценкам, сопоставим с возрастом мегалитического памятника Гебекли-Тепе, эти захоронения располагались неподалеку от храма и имели схожую датировку — около 11 тысяч лет.
Некоторые захоронения пострадали от природных факторов или были разграблены, однако были найдены и нетронутые могилы. В них археологи обнаружили значительное количество украшений. Анализ их расположения по отношению к скелету позволяет определить, какие именно предметы были изготовлены — бусы, браслеты, серьги.
До настоящего времени украшения, найденные в захоронениях Бонджуклу-Тарлы, не подвергались всестороннему исследованию. Авторы нового работы, опубликованной в журнале Antiquity, в ходе работы были рассмотрены 100 образцов из данной коллекции.
Ученые считают, что эти предметы выделяются среди прочих, поскольку они предназначены для прокалывания тканей человека, то есть являются украшениями для пирсинга. В рамках исследования находки были разделены на две группы: первая включала предметы, предположительно использовавшиеся для прокола ушей, а вторая — лабреты, которые находились в нижней или верхней губе.
Эти украшения обнаруживались в могилах в области ушей и подбородков, предположительно, на тех местах, где они находились при жизни погребенных. Изготавливались они преимущественно из известняка, обсидиана или речной гальки.
Серьги имели изогнутую форму и заостренное окончание. Исследователи полагают, что их использовали не только в мочках ушей, но и прокалывали хрящи для ношения. В губе (вероятно, нижней) находили украшения, напоминающие современные лабреты — короткие штанги с декоративной головкой.
Невозможно подтвердить предположения исследователей относительно пирсинга ушей, так как ушные раковины подверглись разложению. Однако их гипотеза о ношении лабретов в нижней губе находит подтверждение в обнаруженном износе передних зубов нижних челюстей умерших.
Анализ останков выявил, что пирсинг практиковался как среди мужчин, так и среди женщин, однако проводился только у взрослых. У детей подобных украшений не обнаружили. При этом, исследователи зафиксировали, что декоративные элементы, не используемые для пирсинга (например, бусы, браслеты и подвески), встречаются в захоронениях взрослых и детей примерно с одинаковой частотой.
Исследователи высказали предположение, что проколы ушей и губ могли быть частью ритуала посвящения. Однако, поскольку лабреты и серьги были найдены не во всех захоронениях взрослых, вероятно, этот ритуал касался лишь определенных социальных или профессиональных групп, например, священнослужителей. Это свидетельствует о том, что пирсинг выполнял не только декоративную функцию, но и имел социальную значимость.
История пирсинга, по понятным причинам, достаточно запутанна. Проколы, выполненные в мягких тканях человеческого тела, сохраняются лишь в специфических и довольно редких условиях, таких как болото, ледник или мумифицирование. Однако даже в таких условиях они не сохраняются более нескольких тысяч лет.
Информация о пирсинге у наших предков в основном исходит из работ этнографов, изучающих современные народы, для которых модификации тела являются частью культурных традиций. На сегодняшний день самый ранний задокументированный пример использования лабрета датируется шестью тысячелетиями назад. Это открытие было сделано в захоронении молодой взрослой женщины на поздненеолитическом поселении Телль Саби Абьяд (современная территория Сирии).
Кристальный лабрет был обнаружен возле нижней челюсти женщины. На нижних резцах видны признаки износа, что говорит о том, что это украшение носилось на протяжении всей жизни, начиная, вероятно, с позднего подросткового возраста и до самой смерти.
Авторы исследования не указывают прямо, что были проанализированы самые ранние известные на сегодняшний день свидетельства пирсинга. Однако они подчеркивают, что сам храм в Бонджуклу-Тарле был обнаружен относительно недавно. Существует вероятность, что в Юго-Западной Азии могут оставаться неизученными и другие памятники, такие как храмы и некрополи, столь же древние.
Исследователи считают, что для дальнейшего изучения необходима всесторонняя каталогизация украшений раннего неолита, основанная на результатах их работы. Это позволит определить географию распространения данной традиции и глубже понять структуру обществ раннего неолита.