Археологи обнаружили неолитическое захоронение с останками без голов.

В Словакии археологи обнаружили захоронение, содержащее останки 38 человек, живших семь тысяч лет назад. При этом в могиле не было обнаружено черепов.

Изучение доисторического поселения, расположенного неподалеку от города Врабле на юге Словакии, ведут археологи на протяжении некоторого времени. Археологический участок Врабле-Вельке-Лехемби охватывает период от 5250 до 4950 годов до нашей эры и, по всей видимости, являлся одним из наиболее крупных поселений раннего неолита в Центральной Европе.

Было выявлено 313 домов, объединенных в три деревни. Одновременно в не менее чем 80 домах проживали люди. По оценкам ученых, население трех деревень составляло 590 человек, что является высокой плотностью заселения для того времени. Найденные археологические артефакты связаны с культурой линейно-ленточной керамики, которая была наиболее распространена в Центральной Европе в период между 5500 и 4900 годами до нашей эры.

Одна из трех деревень окружена двойным рвом протяженностью 1,3 километра, что обеспечивает ее обособленность от остальных. В этом рву археологи из Словакии и Германии нашли останки 38 человек, в том числе маленького ребенка. Их хорошо сохранившиеся скелеты были перемешаны вместе, и у всех, за исключением ребенка, отсутствовала голова.

Ранее уже были обнаружены безголовые скелеты в районе Врабле. В апреле прошлого года археологи из Кильского университета (Германия) сообщили, впадина у Врабле содержала скелеты без черепов. Это побудило ученых предположить, что подобный обряд захоронения обладал сакральным смыслом: обезглавленные тела не были просто сброшены в ров, а помещены в заранее подготовленные углубления (могилы на дне рва). Новое захоронение существенно отличается.

На площади около 15 квадратных метров в беспорядке располагались останки не менее 38 человек. Положение скелетов — один на другом, бок о бок, вытянутые на животе, скрюченные на боку, на спине с раскинутыми конечностями — не указывает на захоронение с соблюдением каких-либо ритуалов. Вероятнее всего, это свидетельствует о том, что большинство из них были брошены или скатились в канаву. Вопрос в том, куда делись головы.

Некоторые особенности расположения костей позволяют предположить, что тела не помещались в траншею одновременно. Существует версия, что скелетированные останки перемещали к центру ямы, чтобы освободить пространство для новых захоронений. Антрополог из Кильского университета Катарина Фукс обратила внимание на то, что у некоторых скелетов сохранился первый шейный позвонок, что, по ее мнению, указывает на аккуратное отделение головы, а не на обезглавливание как форму насильственной смерти.

Ранее исследователи полагали, что вражда между тремя деревнями, расположенными в районе Врабле, возникла из-за уменьшения доступных ресурсов. Впоследствии раскопанная часть рва оказалась братской могилой, где, исходя из небрежного обращения с останками, были захоронены враги. По всей видимости, перед смертью им отрубили головы. Если это действительно так, то цель ритуала заключалась не в захоронении безголовых тел, а в изъятии черепов для дальнейшего использования.

Для формирования всестороннего представления о событиях у Врабле необходимо ответить на ряд вопросов. Являлись ли эти люди жителями окрестных деревень или прибыли из других регионов? Имеются ли на сохранившихся костях признаки боевых повреждений? Производилось ли отделение голов от тел немедленно или уже на этапе разложения? В настоящее время эти вопросы требуют дальнейшего изучения.

В поселении раннего неолита отрубание голов происходило на фоне значительных социальных преобразований в Центральной Европе. Около 5000 года до нашей эры жители этого региона оставили множество ранее занятых мест и основали новые поселения. Также были зафиксированы существенные изменения в архитектуре, орудиях труда и надрегиональной торговле.

По мнению исследователей, стиль надрегиональной культуры линейно-ленточной керамики сменяется региональными особенностями, и после 4900 года до нашей эры термин «линейная керамика» утрачивает свою актуальность. Единые на протяжении многих веков погребальные обряды также постепенно становились более разнообразными. Помимо регулярных захоронений на удаленных кладбищах, людей всё чаще хоронили непосредственно в поселениях.

Всё это свидетельствует об утрате значимости традиций, которые на протяжении веков определяли повседневную жизнь и ритуалы ранних земледельческих обществ. Их место заняли новые структуры и идеи, сформированные преимущественно на основе локальных, а не надрегиональных представлений.