Следы, выдавленные с помощью пальцев на стене пещеры во Франции, были оставлены более 57 тысяч лет назад — задолго до того, как первые Homo sapiens поселились в Европе. Это может быть новым свидетельством тому, что наши далекие родственники неандертальцы тоже создавали произведения искусства.
Неандертальцы населяли Европу сотни тысяч лет до того, как туда пришли Homo sapiens. Они умели пользоваться огнем, строили жилища, изготовляли одежду, а возможно, даже знали примитивное искусство. Очередным доказательством тому стали образцы пальцевой живописи, возраст которых — от 57 тысяч до 75 тысяч лет. Авторы новой статьи, опубликованной в журнале PLOS One, показали, что эти следы были оставлены именно неандертальцами.
Жан-Клод Марке (Jean-Claude Marquet) и его коллеги исследовали пещеру Ла-Рош-Котар (La Roche-Cotard) на берегу французской Луары. Вход в нее оставался засыпан многие годы и был обнаружен только в середине XIX века, во время горнодобывающих работ. В начале ХХ века там нашли следы древних людей, а при раскопках в 1970-х — уникальную маску, возможно, созданную неандертальцами. Ее предназначение остается загадкой, и специалисты до сих пор спорят, можно ли назвать маску чистым произведением искусства, или она имела какое-то функциональное предназначение.
На стенах пещеры Ла-Рош-Котар обнаружили следы красной охры, а также бороздки, оставленные пальцами в мягкой породе. Авторы новой работы датировали их с помощью оптически стимулированной люминесценции — метода, который позволяет определить момент последнего контакта вещества с солнечным излучением. Выяснилось, что наводнение Луары перекрыло вход в пещеру как минимум 57 тысяч лет назад, задолго до прихода сапиенсов в этот регион. Стратиграфия дала верхний предел в 75 тысяч лет назад.
Такой диапазон позволяет отнести гравировки на стенах Ла-Рош-Котар к неандертальцам и делает их одними из древнейших в Европе. На это косвенно указывают и каменные инструменты, найденные тут же, в пещере, и характерные для неандертальской мустьерской культуры. Ученые также смоделировали внутренний объем Ла-Рош-Котар и гравировки на ее стенах с помощью фотограмметрии, заключив, что следы пальцев не могли быть оставлены случайно и представляют собой «обдуманные и намеренные» геометрические формы и фигуры — еще один ценный пример искусства неандертальцев.