Археологи нашли древнейшие наскальные гравировки неандертальцев

Следы, выдавленные с помощью пальцев на стене пещеры во Франции, были оставлены более 57 тысяч лет назад — задолго до того, как первые Homo sapiens поселились в Европе. Это может быть новым свидетельством тому, что наши далекие родственники неандертальцы тоже создавали произведения искусства.

Следы на стене пещеры Ла-Рош-Котар

Следы на стене пещеры Ла-Рош-Котар / ©Jean-Claude Marquet, CC-BY 4.0

Неандертальцы населяли Европу сотни тысяч лет до того, как туда пришли Homo sapiens. Они умели пользоваться огнем, строили жилища, изготовляли одежду, а возможно, даже знали примитивное искусство. Очередным доказательством тому стали образцы пальцевой живописи, возраст которых — от 57 тысяч до 75 тысяч лет. Авторы новой статьи, опубликованной в журнале PLOS One, показали, что эти следы были оставлены именно неандертальцами.

Жан-Клод Марке (Jean-Claude Marquet) и его коллеги исследовали пещеру Ла-Рош-Котар (La Roche-Cotard) на берегу французской Луары. Вход в нее оставался засыпан многие годы и был обнаружен только в середине XIX века, во время горнодобывающих работ. В начале ХХ века там нашли следы древних людей, а при раскопках в 1970-х — уникальную маску, возможно, созданную неандертальцами. Ее предназначение остается загадкой, и специалисты до сих пор спорят, можно ли назвать маску чистым произведением искусства, или она имела какое-то функциональное предназначение.

На стенах пещеры Ла-Рош-Котар обнаружили следы красной охры, а также бороздки, оставленные пальцами в мягкой породе. Авторы новой работы датировали их с помощью оптически стимулированной люминесценции — метода, который позволяет определить момент последнего контакта вещества с солнечным излучением. Выяснилось, что наводнение Луары перекрыло вход в пещеру как минимум 57 тысяч лет назад, задолго до прихода сапиенсов в этот регион. Стратиграфия дала верхний предел в 75 тысяч лет назад.

Такой диапазон позволяет отнести гравировки на стенах Ла-Рош-Котар к неандертальцам и делает их одними из древнейших в Европе. На это косвенно указывают и каменные инструменты, найденные тут же, в пещере, и характерные для неандертальской мустьерской культуры. Ученые также смоделировали внутренний объем Ла-Рош-Котар и гравировки на ее стенах с помощью фотограмметрии, заключив, что следы пальцев не могли быть оставлены случайно и представляют собой «обдуманные и намеренные» геометрические формы и фигуры — еще один ценный пример искусства неандертальцев.


Источник