«Вертушка», нарисованная индейцами на стене одной из пещер в Калифорнии, оказалась изображением дурмана — галлюциногенного растения, которое местные племена использовали в своих ритуалах.
Калифорния была густонаселена задолго до прихода европейцев, к моменту появления которых здесь обитали сотни индейских племен. Среди них были представители народа чумашей, потомки которых живут по соседству и сегодня. Вплоть до сравнительно недавнего времени чумаши практиковали традиционную наскальную живопись, и некоторые образцы, которые находят и тщательно берегут в пещерах Калифорнии сегодня, датируются возрастом до 1000 лет.
Для этих рисунков, выполненных минеральными пигментами, характерно частое изображение не только фигур людей и животных, но и более абстрактных геометрических форм и орнаментов. Они настолько характерны, что ученые давно обсуждают вопрос, не были ли такие фигуры частью видений, которые приходили древнему художнику после принятия каких-нибудь галлюциногенов из местных растений. Авторы новой статьи, опубликованной в журнале PNAS, уверены, что это именно так.
Расписные пещеры чумашей находятся неподалеку от нынешней Санта-Барбары, на территории охраняемого национального парка. Среди этих рисунков нашли и небольшое (11 х 17 сантиметров) охряное изображение «вертушки» — необычной фигуры, закрученной по часовой стрелке. Дэвид Робинсон (David Robinson) из Университета Центрального Ланкашира и его коллеги обратили внимание, что форма удивительно похожа на нераскрывшиеся цветки дурмана Райта (Datura wrightii).
D. wrightii широко встречается в этой местности и раскрывает свои цветки по ночам, когда активны его опылители, а днем сворачивает их в фигуру, напоминающую «вертушку». Как и другие представители этого рода, дурман содержит токсичные алкалоиды, которые при определенном виде приема могут погружать человека в наркотическое опьянение, вызывать необычные переживания и видения. Известно, что у племен чумашей существовала древняя традиция применения этих растений во время религиозных церемоний и в медицине.
Ученые считают, что сам художник вряд ли находился в состоянии наркотического опьянения в момент работы: дурман слишком сильно нарушает координацию и вообще способности к целенаправленным действиям. По-видимому, рисунки были навеяны и вдохновлены эффектами растения и предназначались для «оформления» обстановки, в которой происходило его ритуальное потребление племенем. Чтобы проверить это, Робинсон и его коллеги изучили состав древней «жвачки», оставленной индейцами в пещере.
Такие комочки — тоже не редкость для местных археологов. Их оставляли, сплевывая пережеванную пасту растений, которые использовали, например, в качестве стимуляторов — как листья табака, юкки или агавы. Рассмотрев эту «жвачку» под микроскопом, ученые действительно заметили на ней следы зубов и смачивания слюной. Химический анализ подтвердил, что в ней присутствуют следы атропина и скополамина — важнейших алкалоидов дурмана. В итоге авторы убедились, что почти все изученные образцы — остатки пережеванного дурмана.
Радиоуглеродное датирование показало, что пещеру активно использовали вплоть до конца XIX века. Здесь специалисты также нашли наконечники стрел и копий, точильные камни, семена растений и кости животных. Судя по всему, пещера отнюдь не была местом уединенных трансов шамана, а служила всему племени в качестве места работы, отдыха, приема пищи — и, по-видимому, галлюциногенного дурмана.