На северо-западе Намибии, в пещерах, обнаружены сотни изображений животных и людей, вырезанных на камне охотниками-собирателями, жившими в позднем каменном веке. Немецкие ученые привлекли следопытов из числа представителей коренных народов Калахари для определения видов животных, оставивших эти отпечатки.
Наскальные изображения, включающие отпечатки лап животных, ног и рук людей, созданные тысячи лет назад, обнаруживаются учеными в пещерах по всему миру. К таким местам относятся Патагония (Аргентина), Галисия (Испания), отдельные районы Саудовской Аравии, Австралия, США и Южная Африка. Особенно выделяется Намибия, где обнаружено значительное количество наскальных изображений, выполненных в позднем каменном веке. Несмотря на обилие, эти изображения остаются недостаточно исследованными.
Поздний каменный век — это одна из доисторических эпох, характерная для данного региона Африки. Согласно различным источникам, эта эпоха началась около 50–39 тысяч лет назад и завершилась примерно в первом тысячелетии до нашей эры.
Группа ученых из университета Эрлангена (Германия) провела исследование недавно обнаруженной наскальной живописи в пещерах заповедника Доро-Навас, расположенного в северо-западной части Намибии. В ходе работы были изучены искусно вырезанные в камне изображения животных и людей, выполненные охотниками-собирателями в период между 5000 и 1000 годами до нашей эры. Исследователи пришли к следующим выводам представили в журнале PLOS One.
Немецкие ученые стремились установить, каким животным принадлежат найденные отпечатки. Использовать традиционные археологические методы для этого не удалось, поэтому специалисты привлекли опытных следопытов из числа местных жителей пустыни Калахари, имеющих большой опыт работы с охотниками.
Из 513 вырезанных в камне изображений следов животных эксперты-следопыты смогли идентифицировать немногим более 400: по ним удалось определить вид животного, его пол и возраст. Таким образом, стало известно, что художники эпохи позднего палеолита запечатлели следы 40 различных видов животных. Среди них были жираф, белые и черные носороги, куду, страус, леопард, бородавочник, зебра, африканская дикая кошка, каракал, гепард, лев, трубкозуб, шакал. Около 60 следов идентифицированы как принадлежащие птицам, в частности птице-секретарю, аисту марабу и цесарке.
Анализ пещерной живописи охотников-собирателей Доро-Навас показал, что в основном она состояла из отпечатков зверей, вырезанных в камне, а не из изображений самих животных. Судя по всему, древние художники чаще выбирали для изображения следы взрослых особей, преимущественно самцов, по сравнению с самками.
Древние мастера изображали отпечатки большинства животных, обитающих поблизости Доро-Навас, однако голубого гну, буйвола, бушбока и верветки можно обнаружить лишь в районах с обильными водными ресурсами, расположенных в сотнях километров от заповедника. Немецкие ученые полагают, что это свидетельствует о том, что художники должны были наблюдать этих животных за пределами родных земель, прежде чем запечатлеть их следы.
Несмотря на то, что нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью в правоте африканских следопытов, подтвердить или опровергнуть их выводы на данный момент невозможно. Однако один из авторов исследования, Андреас Пастурс, заявил, что приводит научно-популярный журнал New Scientist, он подчеркнул, что не видит оснований для сомнений в результатах работы его помощников, так как, по его словам, опытные специалисты могут распознавать следы животных так же легко, как и самих животных».
«По его словам, африканские следопыты всегда действуют совместно и принимают решения, опираясь на свой обширный опыт.
Немецкие ученые до сих пор не уверены, с какой целью древние люди создавали изображения зверей на камне, хотя предполагается, что это могло быть связано с обучением. Отпечатки животных, которые можно было найти на земле, были жизненно важным источником данных для охотников-собирателей. Умение распознавать следы позволяло людям определять вид животного, его размер, физическое состояние и направление движения, что давало возможность выследить и добыть его.
Предложенный авторами метода интерпретации изображений позднего каменного века, по их мнению, даст возможность глубже понять как культуру и традиции древних африканских племен, так и среду их обитания.